Станочное оборудование

 
line decor
  
line decor

Станок 16К20
Коробка скоростей

Коробка скоростей (рис. 1.13) непосредственно встроена в шпиндельную бабку, корпус 22 которой жестко крепится на платике станины 23.

Переключение скоростей между валами (нумерация валов соответствует кинематической схеме) производится перемещением соответствующих зубчатых блоков с помощью двух рукояток 13 и 15 и рычажно-кулачковой системы. На валу I размещена двухсторонняя фрикционная муфта М1, обеспечивающая прямое (зацепляются колеса 1 или 2) и обратное вращение (зацепляются колеса 12, 3 и 4, 11) шпинделя. При прямом вращении передается значительный крутящий момент и поэтому требуется большее количество дисков. Управляется муфта от рукояток (26 и 17 на рис. 1.11) через рычажную систему с помощью зубчатого сектора 6 и рейки 5. В нейтральном положении муфты (как показано на рисунке) выступ рейки 5 воздействует на ролик 10, который обеспечивает перемещение рычажной системы 24 для срабатывания ленточного тормоза, воздействующего на ступицу колеса 9. В шпиндельной бабке находятся также блок 21 звена увеличения шага механизма подачи, переключаемого рукояткой 15, и механизм реверса со скользящим колесом 17, переключаемым рукояткой 16. Там же расположена рукоятка 14 для реверсирования подачи при нарезании левых и правых резьб. В качестве передней опоры шпинделя использован радиальный двухрядный роликоподшипник 7 с короткими цилиндрическими роликами. Он установлен на конической шейке шпинделя с конусностью 1:12, за счет чего в нем создается натяг с помощью гайки 8. В задней опоре предусмотрены два радиально-упорных шариковых подшипника 18 и 19, обеспечивающих восприятие осевой и радиальной нагрузок. Натяг в них создается за счет смещения внутренних колец относительно наружных с помощью гайки 20.